Что такое государственный и муниципальный кредит?

Что такое государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Подробнее: uchebnik-online.com

Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.

Государственный или муниципальный кредит — это такие финансовые отношения, в которых государство выступает в роли заемщика или кредитора.

В этом случае кредитные отношения выстраиваются между физическим или юридическим лицом и организациями как федерального, так и местного значения.

Существует несколько разновидностей подобных отношений, в зависимости от того, в какой роли выступает государство.

Одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представляет собой особую, определенную форму кредита, при которой муниципальные или государственные власти выступают в роли кредитора или заемщика.

Кредит при этом приобретает форму государственного займа. Кредит реализуется через определенный банк. В случае, если государство выступает в роли заемщика, оно временно свободные денежные средства привлекает с граждан, а также взимает с международных финансовых фондов.

При этом необходимо оговорить все условия:

Подробнее: econ.wikireading.ru

Наверняка все вы слышали такие понятия, как «государственный кредит» и «муниципальный кредит». Но что это такое, и чем они отличаются, знает не каждый. Попробуем разобраться.

Что такое государственный кредит?Определение говорит нам: государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и физическими либо юридическими лицами по вопросам образования, распределения, использования централизованного фонда денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности для выполнения функций участников таких отношений.

Подробнее: www.kakprosto.ru

В теории финансового права определяется, что государственный кредит (государственное кредитование) и государственные заимствования (государственный долг) как взаимозависимые институты являются одними из основных инструментов, с помощью которых достигается баланс доходов и расходов государственного бюджета.

Государственный кредит – это такие отношения экономического характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

О команде InfaProNet Для ответов на задаваемые вопросы мы привлекаем сторонних специалистов. Мы обращаемся к кредитным брокерам, финансистам, экономистам, юристам, сторонним авторам и журналистам. Непосредственно перед публикацией ответа, мы сверяемся с актуальной информацией на тематических порталах и учитываем эту информацию в ответе на вопрос.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Развитие финансовых отношений и корректировка функционально­го назначения государства в экономической сфере приводят к измене­ниям методов и форм Государственного управления и регулирования.

Бюджет современного государства, как система отношений и как еди­ный фонд денежных средств государства, использует все имеющиеся методы и формы для выравнивания баланса между доходами и расхода­ми.

Одним из таких методов аккумулирования денежных средств в до­ходной части бюджета государства, источником финансирования госу­дарственных расходов и является государственный кредит (займы).

Источник: http://villa-vitele.ru/09/03/chto-takoe-gosudarstvennyj-i-municipalnyj-kredit-866091/

Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг

Государственный кредит — урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга — формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты — заемщик;

2) муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

3) консолидация — продление сроков действующих займов;

4) унификация займов — объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование) в Бюджетном кодексе РФ — передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Читать также:  «уралсиб» – как заполняется справка по форме банка?

Порядок эмиссии ценных бумаг закреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на условиях возвратности, может быть как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездности от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/finansovoe_pravo/lecture_ponyatie_gosudarstvennogo_i_munitsipalnogo_kredita__gosudarstvennyiy_i_munitsipalnyiy_dolg__ponyatie__formyi.html

newinspire

Понятие, функции, цели государственных и муниципальных кредитов

Понятие государственных и муниципальных кредитов

Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.

Государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у них возникают соответствующие финансовые отношения.

Условиями кредитного договора являются:

• срок предоставления или получения кредита;

• обязательства сторон;

• условия обеспечения возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование кредитом;

• другие условия.

Функции государственных и муниципальных кредитов

Государственные и муниципальные кредиты выполняют функции: перераспределительную, регулирующую, учетную и контрольную.

Основной функцией кредита является перераспределение денежных ресурсов для нужд социально-экономической деятельности.

Источниками кредитов, ввиду отсутствия специальных централизованных кредитных фондов, являются средства федерального и территориальных бюджетов.

Перераспределение средств осуществляется между звеньями:

— федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

— региональными бюджетами и местными бюджетами;

— финансово-кредитными организациями и бюджетами всех уровней бюджетной системы;

— иностранными государствами, международными организациями, кредитными иностранными организациями, юридическими, физическими лицами и федеральным (региональным) бюджетом;

— бюджетами всех уровней бюджетной системы и физическими и юридическими лицами и т. д.

Регулирующая функция кредита проявляется при выделении бюджетных ресурсов на возвратной, платной и безвозмездной основе, а также при получении РФ займов от международных валютных фондов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ, реструктуризации экономики, приватизационных мероприятий и т. д.

Учетная и контрольная функции кредита проявляются на всех уровнях бюджетной системы. Необходимость учета и контроля вытекает из самой природы кредита.

Формами контроля кредита являются:

• контроль за движением кредитных средств, осуществляемый через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием кредитов;

• контроль за выполнением принятых обязательств согласно кредитному договору.

Цели государственных и муниципальных кредитов

Целями государственного и муниципального кредитования являются:

— решение проблем финансирования бюджетного кредита;

— проведение финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий регионов;

— поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности территориальных образований;

— поддержка территориальных образований в разрешении социально-экономических задач.

Законом о бюджетах утверждаются:

• суммы погашения и выплаты по процентам по долгам иностранным государствам;

• размеры долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ и субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в том числе странам СНГ.

Государственные кредиты можно классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние кредиты — это форма государственного кредита предоставления финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе под инвестиционные проекты за счет бюджетных средств.

Внешние кредиты — это форма государственного кредита предоставления РФ финансовых средств иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Источник: http://newinspire.ru/l/2/22/879-ponyatie-funktsii-tseli-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-kreditov.html

Государственный и муниципальный кредит

Университет Российской Академии образования

Нижегородский филиал

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Выполнила студентка

3 курса группы Б-56

Высоцкая Ю. Н.

Научный руководитель

Мингалева Е.В.

Нижний Новгород,

2008 год.

Содержание

Понятие государственного кредита

Виды государственных бумаг.

Понятие государственного и муниципального долга, его формы.

Политика погашения государственного долга

Управление государственным долгом

Список литературы

Приложения

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”.

По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Как уже отмечалось, считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента.

Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов.

В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги — это завтрашние налоги.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы.

Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции.

Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

Сложная система финансов включает в себя наряду с другими элементами и кредит, который в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.

Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:

• государственный кредит;

• банковский кредит.

Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования[1] .

Госкредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости ВВП и определенной части национального богатства.

Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные средства предприятий и населения.

Читать также:  Банки, дающие кредит неработающим пенсионерам

Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.

Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.

Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:

1) бюджетных ссуд;

2) товарного кредита;

3) льготных кредитов;

4) инвестиционного налогового кредита;

5) в других формах.

В этих отношениях РФ, субъект РФ или муниципальное образование могут являться не только заемщиками, но и кредиторами.

Такое перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств бюджетов разных уровней.

Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

• мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;

• консолидация временно свободных средств юридических и

физических лиц;

• обеспечение финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;

• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;

• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

Госкредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.

В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:

• различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);

• международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.

Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:

• мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;

• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;

• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.

Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, – покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков.

Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета.

Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

Источник: http://MirZnanii.com/a/234501/gosudarstvennyy-i-munitsipalnyy-kredit

Муниципальный кредит

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения: 1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором; 2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет: 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.

2. Регулирующая функция.

Муниципалитет: 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику. 3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность муниципального кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом.

В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры.

В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита.

Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны.

Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Источник: https://psyera.ru/4785/municipalnyy-kredit

Государственный и муниципальный кредит

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Читать также:  Какова вероятность, что мне одобрят второй кредит?

Сущность гос кредита и его функции

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством, физическими и юридическими лицами, для которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Кредитные отношения возникают в следующих случаях:

когда государство бывает заемщиком, т. е. занимает денежные средства у физических и юридических лиц;когда государство является кредитором, т. е. выдает ссуды физическим и юридическим лицам;

когда государство является гарантом, т. е. отвечает за погашение займов, выполняет обязательства физических или юридических лиц.

Как экономическая категория государственный кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т. е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

Функции государственного кредита:

фискальная;

регулирующая.

Фискальная — с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Это объясняется тем, что налоговые поступления не успевают за быстрыми темпами роста расходов, а фискальная функция делает налоговое бремя более равномерным по времени.

Регулирующая — выражается в многовариантном воздействии на экономику страны:

воздействие на состояние денежного обращения через размещение займов среди различных групп инвесторов (если государство мобилизует средства населения, то оно понижает платежеспособный спрос; если государство привлекает накопления юридических лиц для выплат населению, то количество денег в обращении увеличивается);

воздействие на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Если государство — заемщик, то оно увеличивает спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита.

Чем выше спрос государства, тем более дорогим становится кредит для всех субъектов хозяйствования.

В этом случае субъекты хозяйствования уменьшают инвестиции в производство и более склонны вкладывать деньги в ценные бумаги;

воздействие на занятость и производство. Это воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности банкам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство.

Форма гос кредита и классификация займов

обращение части вкладов населения в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляюткредит государству за счет заемных средств, а именно депозита.

Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов.

Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у ЦБ средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;

казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;

государственные займы характеризуется тем, что свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;

гарантированные займы, т. е. государство гарантирует погашение займа, выпущенного региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, и выплаты процента по ним.

Государственные займы классифицируют:

I. По субъектам заемных отношений:

размещение центральными органами власти;

размещение местными органами власти.

II. В зависимости от обращения на рынке:

рыночные;

нерыночные.

Рыночные — свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные — не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.

III. От срока привлечения средств:

краткосрочные (до 1 года);

среднесрочные (от 1 до 5 лет);

долгосрочные (от 5 лет).

Муниципальный кредит

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником. Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо обязуется отвечать по обязательствам другого лица перед его кредитором полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет:

собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.

2. Регулирующая функция.

Муниципалитет:

действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.

3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны.

Управление гос кредитом

Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита.

Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Тема 7

Источник: https://lektsia.com/2xaa9f.html

Ссылка на основную публикацию